Что делать, если отказывают в приеме заявления в органах внутренних дел?
Часто граждане, сталкиваясь с фактами преступлений, правонарушений, а также иных
происшествий не знают, куда им обратиться. Что делать, если им отказывают в
приеме заявления в органах внутренних дел.
Чем регламентированы Процедура приема, регистрации и разрешения сообщений о
преступлениях в органах внутренних дел?
Процедура приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах внутренних дел регламентируется уголовно – процессуальным законодательством, а также приказами Министра внутренних дел России и ведомственными приказами.
Какая информация должна быть размещена на стендах районных отделений органов внутренних дел?
В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о
происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес
места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные
с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях, номер телефона
доверия.
Как подразделяются сообщения?
Сообщения, заявления о происшествиях, поступающие от граждан в органы внутренних дел, могут быть подразделены на сообщение о преступлении и сообщения о происшествии и правонарушении. К сообщениям о преступлениях относятся:
- заявление о преступлении - заявление потерпевшего или его законного представителя по
уголовному делу частного обвинения; письменное заявление о преступлении,
подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении.
Данные документы должны быть составлены в соответствии с требованиями уголовно
– процессуального законодательства, в том числе осуществлено предупреждение
заявителя об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ за заведомо ложный
донос;
- сообщение о происшествии и правонарушении –сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.
Ограничивается ли время приема сообщений?
В органах внутренних дел, отделах (отделениях), поступающие от граждан сообщения о
происшествиях вне зависимости от места и времени совершения происшествия, а
также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, принимаются
круглосуточно сотрудниками дежурных частей органов внутренних дел.
Кроме сотрудников дежурной части сообщения о происшествиях обязаны принимать
начальники ОВД (УВД) и их заместители, начальники следственных подразделений и
их заместители во время личного приема граждан. Вне органов внутренних дел
сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники ОВД (УВД).
Сотрудник, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в
заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о
заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.
Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по
телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел
для незамедлительной регистрации.
Отказ в принятии сообщения (заявления) о происшествии должностным лицом органа
внутренних дел, а также не регистрация сообщений недопустимы и влекут за собой
дисциплинарную ответственность и, в случаях установленных законом, уголовную.
Отказ в приеме заявления о преступлении либо происшествии может быть обжалован в органы прокуратуры либо в суд. Право подачи такого заявления в органы прокуратуры не
ограничено формальными требованиями.
Сообщения о происшествиях могут поступать в органы внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования (Интернет), факсимильным и иным видом связи.
Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел, должно быть незамедлительно зарегистрировано в дежурной части в Книге учета сообщений о происшествиях (далее КУСП), при этом на сообщении (заявление, протокол устного заявления, рапорте о получении сообщения по телефону «02», по телефону доверия, Интернет – сообщений, сообщений, полученных по почте или факсимильной связью)
проставляется штамп о регистрации, куда вносится дата регистрации сообщения,
наименование органа внутренних дел, фамилия лица, принявшего заявление и его
подпись.
При получении письменного заявления либо при составлении протокола принятия устного заявления сотрудник дежурной части регистрирует заявление в Книге учета
сообщений о происшествиях, одновременно оформляет талон – уведомление и выдает
его заявителю. Дежурный ставит свою подпись, как в талоне – уведомлении, так и
в талоне – корешке. Заявитель расписывается за получение талона – уведомления
на талоне – корешке, проставляет дату и время его получения.