Что делать, если вам продали просроченный товар?
В жизни каждого покупателя наступает момент, когда, разбирая сумки после очередного посещения торгового центра, выясняется, что какой-то товар уже не пригоден для употребления. И совершенно не важно, что это – упаковка известного йогурта, популярная краска для волос или витамины по удивительно низкой цене. После того как замешательство и раздражение отступят, настанет время решать, как поступить? В такой неприятной ситуации у вас есть два возможных варианта действий: либо, вздохнув, отправить «просрочку» в мусорное ведро и забыть об этом инциденте, либо требовать замены товара на качественный или возврата потраченной суммы.
Именно тем, кто не желает закрывать глаза на подобные незапланированные расходы, и поможет эта статья.
Что можно требовать от продавца?
Прежде всего хочется подчеркнуть, что дарить свои деньги, оплачивая подобный товар, совершенно необязательно, наоборот, можно и должно требовать возмещения морального и материального вреда от таких покупок. Более того, существует возможность наказывать нерадивых продавцов, грубо попирающих права покупателей. Всё, что вам необходимо знать, чтобы без последствий для семейного бюджета избавиться от некачественной покупки, можно найти в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон ).
Самое важное заключается в том, что в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона при обнаружении в товаре недостатков потребитель может потребовать от продавца:
- замены на аналогичный товар этой же марки;
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
- возврата уплаченной за товар суммы.
Поэтому, обнаружив просрочку, первым делом необходимо вернуть товар в магазин. Кстати, если вы приобрели товар, который по маркировке ещё годен, а на самом деле оказывается испорченным, например, прокисшее молоко, то вы также вправе требовать от продавца выполнения любого пункта требования из вышеперечисленных.
Как подтвердить покупку товара?
Итак, представим самый благоприятный вариант: вы возвращаетесь в магазин, предъявляете администратору товар с истекшим сроком годности и требуете, например, возврата средств, на что мгновенно и с извинениями реагирует продавец. Да, такое бывает: дорожащие своей репутацией магазины могут даже предложить вам дополнительную скидку или какой-либо иной бонус в качестве извинений. Но это в идеале.
Как показывает практика, в реальной жизни продавец не торопится возвращать деньги. Как только возмущённый потребитель предъявляет испорченный продукт, продавец настоятельно просит документального подтверждения, что просроченный товар куплен именно у него, ссылаясь на то, что подобные продукты представлены на витринах многих торговых точек и без товарного или кассового чека он просто не может принять товар. И часто покупатель, оставивший, выбросивший, потерявший чек от злосчастной покупки, сникает и отступает.
И совершенно напрасно! Ведь требование о возмещении ущерба не теряет законных оснований из-за отсутствия чека (п. 5 ст. 18 Закона). А подтвердить приобретение просрочки возможно с помощью иных доказательств. Например, если вы расплатились картой, очень пригодится выписка из банка. Также помочь вам могут присутствовавшие очевидцы вашего шопинга (п. 1 ст. 25 Закона). Кроме того, в последнее время большинство магазинов оснащает торговые залы системами видеонаблюдения, что также может быть использовано вами как доказательство совершения факта покупки в данном магазине.
Как наказать нерадивого продавца?
И, наконец, что делать, если продавец наотрез отказывается признавать в вас своего покупателя, несмотря на все предоставленные доказательства?
В таком случае остаётся оставить негативную запись в Книге жалоб, не забыв указать свои контактные данные, после чего обратиться в Роспотребнадзор, предоставив всю собранную о продавце и некачественном товаре информацию. Также можно оставить заявление на официальном сайте Роспотребнадзора (интернет-адрес: www.rospotrebnadzor.ru/virtual/feedback).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона за каждым из нас законодательно закреплено право на приобретение безопасного для своей жизни и здоровья товара. Некачественный продукт, маркировка которого указывает на его негодность или вообще отсутствует, может представлять угрозу для здоровья покупателя и его близких и не должен подлежать реализации. Продажа таких продуктов влечёт для продавца административную (ст. 14.4 КоАП РФ), а в отдельных случаях и уголовную ответственность (ст. 238 УК РФ), о чём при необходимости можно напомнить продавцу.
Если вы не успели распознать некачественный товар и вашему здоровью был нанесён вред, то обязательно сохраните документы, свидетельствующие об этом: выписку из больницы, чеки из аптеки. Всё это вы можете предоставить продавцу, чтобы он в полном объёме возместил причинённый вашему здоровью вред (п. 1 ст. 14 Закона).
Однако, если разрешение конфликта мирным путём невозможно, покупателю придётся обратиться с иском в суд. Конечно, это займёт больше времени, и часто покупатель отказывается от претензий, считая, что из-за небольшой суммы, потраченной на некачественный товар, не стоит ввязываться в судебный процесс. И снова напрасно! К основным исковым требованиям вы можете добавить выплату неустойки за отказ добровольно исполнить требования покупателя и компенсацию морального вреда, размер которой не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона).