Что делать, если ваш автомобиль попал в дорожную яму…
Наступившая весна успешно смывает не только снег, но и асфальт на наших дорогах, вызывая у автомобилистов законный страх на полном ходу въехать в коварную яму. Если такое случилось и яма оказалась «не подарок», то «железный конь» может серьёзно пострадать. В этом случае возместить ущерб поможет страховой полис. Однако если подобный страховой случай в полисе не предусмотрен, остаётся уповать только на свои силы. Предлагаем водителям своеобразную памятку, которая, надеюсь, поможет добиться возмещения ущерба.
Яма - лишь один из видов повреждений дорожного полотна. Независимо от того, из-за какого вида повреждений дорожного полотна вашему автомобилю был причинён ущерб, этот ущерб вы можете возместить.
Справка. Виды повреждений дорожного полотна
В Требованиях, утверждённых Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 762-ПП, выделены следующие типы повреждений дорожного покрытия:
- выбоины (ямы) - локальные нарушения целостности поверхности покрытия в виде углублений различной формы с резко очерченными краями глубиной более 3 см;
- проломы - разрушения дорожной одежды на всю толщину, растрескивание покрытия на отдельные блоки с просадкой их части в результате резкого снижения прочности земляного полотна, недостаточной прочности дорожной одежды, воздействия ненормативной нагрузки;
- просадки - деформации дорожной одежды в виде плавной впадины без образования трещин как результат деформаций уплотнения грунтов земляного полотна и материалов конструктивных слоёв дорожной одежды;
- пучины - образование бугров на проезжей части, вызванное накоплением влаги и последующим промерзанием земляного полотна;
- сдвиги - неровности, вызванные смещением материала покрытия в местах торможения транспорта (перекрёстки, остановки);
- волны и гребенки - неровности в виде чередующихся поперечных гребней и впадин с пологими краями, вызванные смещением верхнего слоя дорожного покрытия; формируются, как и сдвиги, в местах торможения транспорта - на регулируемых перекрестках;
- трещины (продольные и поперечные) - дефекты в виде нарушения сплошности дорожного покрытия, которые провоцируют возникновение вторичных серповидных трещин и последующее появление выбоин;
- сетки трещин с мелкими (менее 30 см по длине или ширине) ячейками, возникающие на дорожном покрытии обычно в местах полосы наката при недостаточной прочности основания;
- выкрашивание (шелушение) - отделение зёрен минерального материала покрытия и образование мелких раковин на его поверхности глубиной 0,5 - 2 см;
- сорная растительность - произрастание трав и древесно-кустарниковой растительности на проезжей части, в местах сопряжений покрытий тротуаров с бортовым (бордюрным) камнем.
Стоит отметить, что законодательство различает аварийные и неаварийные дорожные повреждения (п. 4.2.1.3 Требований; п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Возместить ущерб можно, только если дорожное покрытие не соответствовало ГОСТу.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину (п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Обратите внимание!
Причиной повреждения автомобиля может быть не только повреждение дорожного покрытия, но и открытый люк смотрового колодца или открытый дождеприёмник, а также их возвышение или просадка относительно уровня асфальта (п. п. 3.1.10, 3.1.11 ГОСТ 50597-93). Кроме того, причиной ущерба могут стать установленные не по ГОСТу трамвайные рельсы, бордюры, настилы на железнодорожных переездах и пр.
На устранение повреждений дорожного покрытия отводится определённое время, поэтому факт наличия на дороге, например, ямы, не говорит о вине эксплуатирующей организации (п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93).
Однако местное законодательство обычно обязывает эксплуатирующие организации принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций. Так, например, в Москве в местах аварийных провалов, просадок и разрушений дорожного покрытия, провалившихся или не имеющих крышки люков смотровых колодцев подземных коммуникаций или дождеприёмников ливнесточных колодцев на время до их устранения или восстановления должны быть выставлены ограждения и предупреждающие знаки (п. 4.5 Требований).
Если вашему автомобилю причинсн ущерб из-за повреждений дорожного полотна, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Оформите ДТП.
Рассмотрим ситуацию, при которой в результате ДТП пострадало только имущество.
Примечание. Если в результате попадания в дорожную яму имеются пострадавшие, то первичные действия при ДТП будут иными (п. 2.6 ПДД).
Так, для оформления ДТП вам необходимо следовать требованиям ПДД (п. п. 2.5, 2.6.1 ПДД РФ):
- остановите автомобиль;
- включите аварийную световую сигнализацию и поставьте знак аварийной остановки (п. 7.2 ПДД РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090);
- освободите проезжую часть, если движению других транспортных средств создаётся препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъёмки или видеозаписи, положение транспортного средства по отношению к объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
- сообщите о случившемся в ГИБДД и получите информацию о месте оформления ДТП;
- запишите фамилии и адреса очевидцев (если имеются);
- ожидайте прибытия сотрудников ГИБДД либо отправляйтесь на пост ДПС, указанный вам сотрудником полиции по телефону.
Сотрудники ГИБДД попросят вас составить письменное объяснение относительно обстоятельств происшествия. В объяснении подробно укажите обстоятельства произошедшего ДТП.
Затем инспектор ГИБДД составит схему ДТП и отразит в ней:
- место ДТП (участок дороги, улицы, насел!нного пункта, территории или местности);
- ограждения, островки безопасности, строения (при их наличии);
- положение транспортного средства после ДТП, следы торможения, расположение повреждённых деталей и осколков, осыпи грязи с автомобиля и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги. Размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина) должны быть указаны в схеме ДТП.
Обратите внимание!
Если вы не согласны со схемой ДТП, то при её подписании укажите свои возражения.
Если размер ямы, ставшей причиной повреждения автомобиля, превышает предельно допустимые размеры, предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, вы вправе потребовать от инспектора ГИБДД привлечь виновника к ответственности, чтобы впоследствии обратиться к нему за компенсацией причинённого ущерба. В данном случае виновником будет лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог, поскольку именно оно обязано обеспечивать соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам (ч. 2 ст. 12 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). Для этого вам необходимо заявить соответствующее письменное ходатайство в ГИБДД на месте оформления ДТП.
После этого инспектор вынесет определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования или об отказе в возбуждении (п. п. 202 - 204 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).
Шаг 2. Получите документы в ГИБДД.
После рассмотрения дела об административном правонарушении получите в ГИБДД следующие документы:
- справку о ДТП;
- копию протокола и постановления о привлечении к ответственности виновного лица - уполномоченного представителя дорожной службы, ненадлежащим образом обслуживающей данный участок дороги.
Обратите внимание!
Если инспектор ГИБДД вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, указав в нём, что вы нарушили п. 10.1 ПДД, вы вправе обжаловать такое определение в суд, если уверены, что ПДД не нарушали и не могли предотвратить ДТП, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, размер возмещения должен быть уменьшен. При обжаловании определения, возможно, потребуется проведение экспертизы.
Шаг 3. Оцените ущерб.
Обратитесь в экспертную организацию для оценки причинённого вашему автомобилю ущерба в результате ДТП. Согласуйте с экспертом дату и время осмотра повреждённого автомобиля и направьте виновнику телеграмму с приглашением на осмотр и указанием даты, времени и места осмотра автомобиля. Если виновник не явится, эксперт может осмотреть автомобиль без его участия.
Шаг 4. Получите возмещение ущерба.
После получения заключения независимого эксперта предъявите претензию к организации, обслуживающей участок дороги с ямой, с требованием возместить причинённый в результате ДТП ущерб. К претензии приложите документы, полученные в ГИБДД, и заключение независимой экспертизы.
Если виновник отказывается добровольно удовлетворять требование о возмещении ущерба, обратитесь с исковым заявлением в суд по месту нахождения дорожной службы.
Обратите внимание!
Приведённый алгоритм актуален только в случае, если ваш автомобиль не застрахован по КАСКО или если причинение ущерба в результате повреждения дорожного покрытия не входит в страховые случаи.
Документ предоставлен КонсультантПлюс
Электронный журнал "Азбука права"