Что делать, если вы потеряли СНИЛС?
Каждому застрахованному лицу Пенсионный фонд и его территориальные органы выдают страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (далее — СНИЛС). СНИЛ С содержит страховой номер индивидуального лицевого счёта, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные застрахованного лица.
Так для чего же нужен СНИЛС и что делать при утере данного документа? Об этом поговорим в статье.
Что такое СНИЛС?
СНИЛС выдаётся один раз на всю жизнь. На этом счёте фиксируются данные о страховых взносах, уплаченных физическим лицом или его работодателями на протяжении всей трудовой деятельности, а также другие сведения о трудовом стаже или предпринимательской деятельности гражданина, которые будут необходимы для начисления пенсии. Кроме этого, СНИЛС является своеобразным идентификатором личных данных в информационном обмене всех российских ведомств.
С помощью него вы сможете зайти на портал государственных услуг. С его помощью формируются регистры граждан, которые имеют право получать государственные социальные услуги и социальные льготы.
А что делать при утере столь важного документа?
Страховое свидетельство хранится непосредственно у застрахованных лиц (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).
От статуса застрахованного лица зависит порядок действий при утрате страхового свидетельства.
Статусов может быть несколько, давайте последовательно все их рассмотрим.
Если вы работаете по трудовому договору или заключили договор гражданско-правового характера и получаете вознаграждение.
В этом случае страховые взносы за вас платит работодатель. Поэтому при утере СНИЛС в течение месяца вам необходимо обратиться к работодателю (п. 5 ст. 7 Закона № 27-ФЗ, пп. «б» п. 26 Инструкции № 987н) и заполнить заявление по форме АДВ-3 о выдаче дубликата страхового свидетельства (утверждена Постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению»).
Данное заявление страхователь в двухнедельный срок должен передать в отделение Пенсионного фонда вместе с документом, подтверждающим страховой номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица (например, с его сохранившейся ксерокопией) (п. 27 Приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987Н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах»). Пенсионный фонд в месячный срок принимает решение либо о выдаче дубликата СНИЛС, либо в отказе выдачи.
Это решение сообщается страхователю, который передаёт информацию работнику (исполнителю). Работодатель (заказчик) дубликат СНИЛС обязан выдать вам в течение недели со дня получения (п. 14 Приказа № 987н). При получении дубликата СНИЛС вы должны расписаться в получении свидетельства в сопроводительной ведомости (п. п. 14, 28 Инструкции № 987н).
Если вы физическое лицо, которое самостоятельно платит за себя страховые взносы, или если вы не работаете по трудовому договору и не выполняете работы/услуги по договору гражданско-правового характера
То есть вы либо самостоятельно делаете все выплаты, либо не работаете нигде. В этом случае порядок получения дубликата следующий. Вы обязаны в течение месяца со дня утраты обратиться в территориальное подразделение Пенсионного фонда с заявлением по форме АДВ-3. Государственному органу даётся месяц для выдачи дубликата либо для отказа в его выдаче.
Заполнение заявления о восстановлении СНИЛС
Заявление заполняется чернилами, шариковой ручкой печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом могут использоваться любые цвета, кроме красного и зелёного (п. 4 Инструкции № 192).
В заявлении указывается фамилия, имя, отчество и пол застрахованного лица. При их смене нужно указать новую информацию. Также указывается, дата и место рождения, гражданство, постоянный адрес места жительства. Если фактический адрес жительства отличается от адреса регистрации, он тоже указывается в заявлении.
В документе указывается и номер прежнего СНИЛС (это номер индивидуального лицевого счёта). Если такого номера работник не помнит, то заявление возможно отправить без него. Работники фонда сверят указанный номер свидетельства с анкетными данными по базе. Если эти данные будут одинаковыми, то дополнительно подтверждать их нет необходимости.
Заполняется строка «Телефоны» (домашний и/или рабочий). В строке «Документ, удостоверяющий личность» указывается название документа (паспорт, удостоверение личности и др.), его серия, номер, дата и место выдачи. Ставится дата заполнения и подпись.
Подводя итог, можно сказать, что восстановление утерянного СНИЛС совсем не сложная процедура. И лучше своевременно позаботиться о дубликате документа, чем ждать, когда он потребуется срочно.