Можно ли обменять товар при отсутствии недостатков?
Обычная ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый, – это покупка качественного товара, не имеющего недостатков, который по тем или причинам необходимо вернуть в магазин. Это может быть, например, обувь, не подошедшая по размеру, или люстра, купленная не в тон интерьера квартиры. Однако, несмотря на весьма распространённый миф, далеко не каждый товар надлежащего качества может быть возвращён продавцу. Рассмотрим, кто, какой товар и при каких обстоятельствах имеет право вернуть.
Кто имеет право на возврат качественного товара?
Необходимо отметить, что описываемые в настоящей статье правила применимы лишь в том случае, если ситуация подпадает под действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Как следует из самого названия данного нормативно-правового акта, ключевой фигурой в таких правоотношениях является потребитель. В абзаце 3 преамбулы Закона раскрывается понятие «потребитель»: в контексте настоящей статьи им признаётся гражданин, купивший или использующий товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В том случае, если товар приобретается или используется в иных целях, такие отношения регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, а также в большей мере договорами. Хотя в правоотношениях с участием потребителя договор играет важную роль, но Закон устанавливает для потребителя «минимальный уровень прав», его правовое положение может быть лишь улучшено договором.
Следует отметить, что потребителем признаётся не только гражданин, непосредственно купивший товар, но и тот, кто его использует (раздел I Приказа МАП РФ от 20.05.1998 № 160). На практике это означает, что для возврата подаренной вещи присутствия самого дарителя не требуется.
Какие товары надлежащего качества подлежат возврату?
Бытует распространённое заблуждение, что вернуть можно абсолютно любой качественный товар, однако на самом деле этот список достаточно ограничен. В соответствии со ст. 25 Закона вернуть товар возможно лишь при соблюдении следующих условий:
1. Товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
2. Требование предъявлено потребителем в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
3. Товар не был в употреблении.
4. Сохранены товарный вид, потребительские свойства, а также пломбы и фабричные ярлыки.
5. Имеется товарный (кассовый) чек либо иной подтверждающий оплату документ. Наличие чека не является обязательным, однако при его отсутствии потребителю придётся доказать, что данный товар приобретён именно у этого продавца, а также соблюдены сроки возврата. Для доказательства указанного факта могут быть использованы свидетельские показания, иные документы, например, гарантийный талон, а также выписка по кредитной карте.
6. Товар является непродовольственным. Согласно краткому глоссарию, приведённому в Приказе Росстата от 30.12.2014 № 734, непродовольственными признаются товары, не предназначенные для употребления в пищу и не являющиеся сырьём для приготовления пищи, реализуемые с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса. Такой подход законодателя логичен, поскольку для сохранения качества продовольственных товаров важнейшим является соблюдение правил хранения.
7. Товар должен быть не включён в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. Данный перечень представляет собой достаточно обширный список товаров, причём самых разнообразных. Это, например, предметы личной гигиены, парфюмернокосметические товары, швейные и трикотажные изделия. Отдельно следует остановиться на технически сложных товарах, которые также включены в данный список. В Перечне технически сложных товаров, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, содержится много видов бытовой (холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины), домашней (телевизоры) и компьютерной техники. Кроме того, в него включены автомобили, а также сотовые телефоны, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
Каков порядок возврата товаров?
В том случае, если все вышеуказанные условия соблюдены, потребитель имеет право потребовать обмен товара на аналогичный, но другой расцветки, другого размера и т. д. Данное требование потребителя удовлетворяется продавцом незамедлительно. Однако велика вероятность, что аналогичного товара, необходимого потребителю, может не оказаться. В такой ситуации у потребителя имеется два варианта действия:
1. Он может потребовать от продавца возврата уплаченных за товар денежных средств, которые последний обязан вернуть в течение 3 дней.
2. По согласованию с продавцом он может подождать момента поступления аналогичного товара с необходимыми характеристиками.
Следует обратить внимание, что два вышеуказанных требования могут быть заявлены, только если аналогичный товар отсутствует, в противном случае они несостоятельны.
Имеются ли какие-либо исключения?
В случае если товар приобретается дистанционным способом (по каталогу, в интернет- или телемагазине), то потребитель имеет право отказаться от товара до момента его доставки или в течение 7 дней после передачи, причём возврату подлежит абсолютно любой вид товара (в том числе внесённый в вышеуказанный перечень), приобретённый таким способом. Однако потребитель будет обязан оплатить обратную доставку товара продавцу.
Кроме того, если потребителю не была предоставлена в письменном виде информация о порядке и сроках возврата товара, то такой возврат может быть осуществлен в течение 3 месяцев.
В качестве ещё одного исключения из общих правил служит введение в заблуждение потребителя. Поскольку в соответствии со ст. 10 Закона продавец обязан доводить до покупателя необходимую информацию о потребительских свойствах товара, то нарушение этого правила ведёт к возможности расторжения договора и возврату заплаченных денежных средств. Несмотря на достаточно обширную судебную практику, довольно часто потребитель не может доказать, что был введён в заблуждение, поскольку в прилагаемой к товару документации обычно содержится вся необходимая информация, а подтвердить слова продавца-консультанта крайне сложно.
Таким образом, список товаров, подлежащих возврату, весьма ограничен, поэтому рекомендуется более тщательно подходить к выбору покупок.