На заметку потребителю !
Все мы постоянно выступаем в качестве потребителей -приобретаем необходимые овары и продукты питания, обращаемся в службы быта,ездим на транспорте, пользуемся коммунальными и медицинскими услугами и т.п.При этом нередко случается, что наши права нарушаются. Для того чтобы защитить себя при реализации своих прав, необходимо знать эти права.
В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992года № 2300-1 потребитель имеет право: на приобретение товаров надлежащего качества и езопасных для жизни и здоровья, имущества, окружающей среды; на получение формации о товарах и об их изготовителях; на компенсацию морального и материального вреда; на замену товаров ненадлежащего качества; на устранение едостатков товаров; на просвещение, государственную и общественную защиту его интересов.
Потребителем закон называет не только гражданина, который приобретает или риобрел товар, но и того, кто только намеревается его приобрести. Допустим, вы собираетесь купить в магазине какой-либо товар. Товар вы еще не купили, но определенными правами уже располагаете: можете ознакомиться с товаром, получить информацию о товаре,об условиях его продажи, об изготовителе. Эту информацию можно найти на этикетке товара, а также в технической документации. Смело требуйте у продавца декларацию соответствия или сертификат соответствия на товар – эти документы удостоверяют, что продаваемая продукция соответствует установленным стандартам.Отказ продавца предоставить вам указанную информацию закон расценивает как необоснованное уклонение от заключения договора. В таком случае вы вправе требовать возмещения убытков, которые были причинены вам незаконным бездействием продавца.
Не исключено,что купив товар, вы обнаружите в нем недостатки. Под недостатком понимается несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом,условиям договора или целям, для которых товар такого рода обычно используется,либо образцу или описанию.
Закон позволяет потребителю в каждом конкретном случае самому решить: оставить ли себе вещь, потребовав ее незамедлительного бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения цены; либо отказаться от товара, заменив его на товар этой же марки,на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;или потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
Указанные требования потребитель может предъявить, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары,медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары устанавливается срок годности. По истечении этого срока товары считаются непригодными для использования по назначению. Гарантийный срок, как правило, устанавливается на непродовольственные товары.
Если вы обнаружили в купленном товаре недостатки и желаете обменять или озвратить его,постарайтесь найти кассовый и (если имеется) товарный чек на него. Они являются доказательствами заключения договора купли-продажи с определенным продавцом в отношении определенного товара в определенное время. Но чеки – не единственное доказательство заключения договора. Закон гласит: отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Потеряли чек – найдите свидетелей, которые подтвердят факт покупки.
Обменять можно не только товар с недостатками. Если вы приобрели непродовольственный товар, и он не подошел вам по форме, размеру, расцветке, фасону, комплектации –вы вправе обменять его в течение 14 дней, не считая дня покупки. Это возможно только в том случае, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, а также пломбы и ярлыки.
Обладаете информацией о предпринимателях, которые торгуют некачественным товаром, иным образом нарушают права потребителей? В таком случае вам следует обратиться в органы Роспотребнадзора или в прокуратуру. Они проведут проверку, зафиксируют нарушения и привлекут нарушителей к ответственности.
Ну и конечно не стоит забывать: если ваши права нарушены, вы имеете право на судебную защиту. Иск можно предъявить по месту нахождения организации (месту жительства индивидуально предпринимателя), по вашему месту жительства, а также по месту заключения договора.