Новый порядок оказания скорой медицинской помощи
Совсем недавно был принят новый Порядок оказания услуг скорой медицинской помощи. Какие изменения нас ждут?
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи» (далее – Порядок) предусматривает чётко структурированную организацию скорой помощи. Изменения касаются порядка эвакуации пациентов, организации работы выездной бригады, деятельности станции скорой помощи, отделений скорой помощи, поликлиник и больниц, стационарного отделения скорой помощи, экстренной консультативной скорой помощи, а также организации деятельности врача скорой медицинской помощи. Также принятыми изменениями утверждены новые стандарты оснащения машин скорой помощи с учётом появления новых видов медицинской техники.
Подпункт 17 п. 1 ст. 16 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ, введённый Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ, предусматривает разделение скорой помощи на экстренную и неотложную.
Теперь при звонке в «скорую» все вызовы пациентов будут разделяться диспетчером на эти два вида. Экстренная помощь будет оказываться при внезапных острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента (например, при тяжёлых травмах, нарушениях сознания, дыхания, системы кровообращения, психических расстройствах, сильных кровотечений, родах и угрозе прерывания беременности). Неотложная медицинская помощь будет оказываться при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Новый порядок поможет расставить приоритеты и определить очерёдность вызовов скорой помощи. Так, в случае поступления вызова в неотложной форме на него реагирует ближайшая свободная общепрофильная бригада при отсутствии вызовов в экстренной форме (п. 12 Порядка).
Также теперь, в случае оказания пациенту услуг скорой медицинской помощи ненадлежащего качества или отказа в их оказании, он имеет право обратиться к страховой компании, выдавшей ему полис ОМС, с требованием о проведении экспертизы качества медицинских услуг (ранее существовала возможность обжалования качества оказанных услуг только внутри медицинской системы или в судебном порядке). И если будет установлен факт нарушения прав пациента, медицинская организация обязана будет возместить ущерб (Приказ ФФОМС от 1 декабря 2010 года № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»).