Новые условия возбуждения уголовных дела о неуплате налогов
В распоряжении «Ведомостей» оказались копии поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, вводящих новый порядок возбуждения налоговых дел. Сегодня руководитель Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин доложит о новой процедуре возбуждения дел президенту, рассказал один из чиновников. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков это подтвердил.
Предложения были согласованы со Следственным комитетом (СКР) и сейчас готовятся в администрации президента для направления в Думу, говорит представитель ФНС.
Осенью президент внес в Думу законопроект, возвращающий следователям право возбуждать налоговые дела самостоятельно, без материалов налоговиков. Законопроект вызвал панику у бизнеса, его критиковал председатель правительства Дмитрий Медведев, который в бытность свою президентом и провел налоговую либерализацию (см. врез на стр. 04), но Дума поспешно приняла закон в первом чтении.
Затем процесс притормозился: СКР и ФНС должны были решить, могут ли следователи возбуждать налоговые дела без всяких условий либо все-таки должно быть подтверждение от налоговиков о факте нарушений — на таком компромиссе настаивал бизнес.
В итоге решили следователей не ограничивать — дали им самостоятельность, следует из поправок.
Новый порядок выглядит так: сотрудники МВД сообщают в СКР о преступлении по материалам оперативно-розыскной деятельности (ОРД), если нет основания для отказа в возбуждении дела, следователь в течение трех суток присылает в вышестоящий налоговый орган материалы и предварительные расчеты недоимки. Налоговый орган должен либо прислать заключение, выявлены такие нарушения при предыдущих проверках или нет и правильно ли подсчитана недоимка, либо сообщить, что проверка проводится и еще не завершена. Есть и третий вариант — сообщить, что проверка не проводилась и сведений о нарушениях нет. Проводить проверку ФНС не обязана. Но и следователь, чтобы возбудить дело, не обязан дожидаться ответа налоговиков, можно и так, если есть повод и достаточные данные о признаках преступления, говорится в поправках. Даже отрицательный ответ от ФНС никак не ограничит СКР.
Если нарушитель возместит ущерб бюджету, следователь, как и сейчас, может прекратить дело.
Это поражение бизнеса — новый механизм развяжет руки силовикам, предупреждает управляющий партнер юркомпании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: будет, по сути, ликвидирован защитный фильтр, сейчас налоговики передают материалы для возбуждения дела только при доначислении недоимки и ее неоплате дольше двух месяцев.
Такая волокита и не нравилась следователям: за это время преступники уничтожают следы фальсификаций, объяснял ранее старший следователь СКР Георгий Смирнов. На совещаниях в администрации президента РСПП предлагал решение проблемы — обязать налоговиков по запросу следователей проводить выездные проверки в сжатые сроки, рассказывал чиновник, близкий к Кремлю. Но такие условия было невозможно исполнить: если по каждому требованию проводить проверки, это будет колоссальная нагрузка и на налоговиков, и на сам бизнес, объясняет другой чиновник, участвовавший в обсуждениях.
Председатель РСПП Александр Шохин отказался обсуждать вопрос. Появляются большие возможности для злоупотреблений, особенно при отсутствии квалифицированных кадров, беспокоится чиновник финансово-экономического блока правительства.
Будут абсурдные ситуации, боится другой чиновник: у налогоплательщика нет налоговой задолженности, а налоговое дело есть.
Следствие за последний год уже сильно повысило качество работы, возражает федеральный чиновник, участвовавший в обсуждениях в Кремле: «В прошлом году в 10 раз выросла сумма средств, поступивших в бюджет; главная задача — наладить взаимодействие МВД, СКР и ФНС». «Мы по-прежнему будем учитывать решения налоговиков», — успокаивает сотрудник следственных органов, но теперь это не определяющий фактор, признает он, лишь доказательство в деле. А сумма недоимки у следователей, по его словам, и правда может быть больше, чем у налоговиков, это не ошибка: следователи могут обнаружить налоговую схему с помощью ОРД — у налоговой доступа к этому нет.
Нынешние поправки — это еще хорошая уступка, настаивает чиновник, участвовавший в переговорах в Кремле: президент дал понять, его жесткая позиция — решение о возбуждении дела должен принимать СКР, удалось хотя бы описать процедуру и обязать СКР запрашивать мнение налоговой. Отрицательное заключение ФНС может подействовать на следователей, они не захотят идти в суд с заведомо проигрышным делом, уверен он.
Если заключение не носит решающего характера, это бумажка, скептичен партнер KPMG Михаил Орлов, надеяться, что дело развалится в суде общей юрисдикции при отрицательном заключении налоговой, не стоит.
Источник: газета «Ведомости»