Смс-рассылки: как с ними бороться?
Что делать в случаях, когда мы не хотим получать такие смс-сообщения?
Распространение информации путём рассылки смс-сообщений и смс-рекламы регулируются:
- Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Так, согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством телефонной, факсимильной и подвижной радиотелефонной связи, допускается только с предварительного согласия абонента на получение рекламы. Согласно ст. 38 Закона «О рекламе» распространитель смс несёт гражданскую и административную ответственность за рассылку без предварительного согласия абонентов. Обратите внимание: реклама признаётся распространённой без предварительного согласия абонента, если сам распространитель не докажет, что такое согласие им было получено.
По закону распространитель обязан немедленно прекратить рассылку рекламы лицу, обратившемуся к нему с таким требованием. За нарушение Закона «О рекламе» гражданам грозит от 2 до 2,5 тысяч рублей штрафа, должностным лицам – от 4 до 20 тысяч, юридическим – от 100 до 500 тысяч (п. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ). Кроме того, пострадавший может требовать возмещения ущерба и компенсации морального вреда в суде.
Согласно ст. 10 Закона № 149-ФЗ «информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о её обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объёме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации».
Кроме того, законодательство о персональных данных требует получения согласия на сбор и хранение персональных данных (нарушение данных правил влечёт ответственность по статье 13.11 КоАП РФ). А в случае, если смс-рассылки содержат призывы к насилию, осуществлению террористической, экстремистской и тому подобной деятельности, лицо, их осуществляющее, может быть привлечено к уголовной ответственности.
Итак, что же делать?
Для начала припомните, не давали ли Вы согласия на получение смс? Например, при получении дисконтных карт или купонов на скидки нам часто предлагают заполнить анкету, в которой прописано автоматическое согласие на принятие рассылок.
Если Вы своё согласие давали, то нужно обратиться в компанию, где Вы заполняли анкету. Помните, что она обязана прекратить рассылку смс по первому Вашему требованию.
Если источник сообщений – Ваш оператор, то для отказа нужно обратиться к нему. Например, для того чтобы отказаться от рекламно-информационных рассылок МТС, можно воспользоваться услугой «Запрет приёма информационных SMS и SMS/MMS с сайта МТС». Чтобы активировать услугу запрета, нужно набрать определённую комбинацию цифр.
Подобные механизмы отказа от рассылок предоставляют и другие операторы связи: Мегафон, Билайн. Для получения более подробной информации достаточно позвонить в информационную службу или зайти на сайт оператора.
Однако если Вы получаете смс-рассылки, не давая согласия на их получение, если источник сообщений не реагирует на Ваши требования или если невозможно определить, к кому отправлять требование, то можно поступить следующим образом:
- зафиксируйте факт получения смс-сообщений (сфотографируйте свой мобильный с открытым списком входящих смс, сделайте список, указав, когда, от кого и какого содержания приходили смс-сообщения);
- обратитесь к оператору с запросом предоставить распечатку текста сообщений, поступивших на Ваш номер от источников смс-сообщений;
- обратитесь в Федеральную Антимонопольную Службу (территориальное УФАС), написав заявление в двух экземплярах, указав в нём или приложив к нему список смс и фотографии. Не забывайте, что заявление нужно распечатывать в двух экземплярах. Один отдаёте, а на втором Вам ставят отметку о том, что оно принято (с датой, печатью и подписью);
- ждите официального ответа: по факту обращения должно быть проведено расследование, о ходе которого Вас должны оповестить;
- за защитой прав можно также обратиться в прокуратуру и суд.
Образцы Заявлений:
Руководителю УФАС по г. Москве
(Ф.И.О.)
От (Ф.И.О.)
Адрес
Телефон
Заявление
1 мая 2012 года в 11:42 на мой номер пришло смс-сообщение с номера ХХХХХХ следующего содержания: «Купи пылесос и получи в подарок фен! Тел. ХХХХХ»
(далее перечисляете все смс)
Поскольку я не давал/а согласия на получение данных смс, считаю, что в действиях рекламодателей содержатся признаки нарушения статьи 18 Закона «О рекламе».
Прошу устранить нарушения.
Мой оператор сотовой связи (наименование)
Приложения: фотографии (например)
Дата
Подпись
Директору (Ф.И.О.)
Наименование оператора связи
Адрес оператора связи
От (Ф.И.О.)
Адрес
Телефон
Заявление
Я являюсь абонентом (наименование оператора связи). В связи с тем, что на мой номер регулярно приходят рекламные смс без моего согласия, прошу предоставить распечатку текста сообщений, поступивших на мой номер со следующих номеров (список номеров, с которых Вам приходили смс, с датами).
Данная информация нужна мне для обращения в Федеральную Антимонопольную Службу.
Дата
Подпись